Маркировка товаров

Что такое маркировка

Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.

С помощью КиЗ можно идентифицировать товар и отследить его путь от производства до продажи или списания: бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».

Распределение ролей в рамках процесса такое:
- производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;
- поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;
- розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.

Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду, молочные продукты и воду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix.

За генерацию каждого КиЗ нужно платить государству 50 копеек без НДС. Бесплатно можно получить только коды для маркировки:

- жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых меньше 20 рублей;
- остатков, то есть той продукции, которую произвели до внедрения обязательной маркировки;
- продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.

Во втором случае, чтобы коды были бесплатными, при заказе в поле «Способ выпуска товаров в оборот» введите «Маркировка остатков».

Какие товары обязательно маркировать

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется. Каждая категория продукции проходит 3 стадии:

Эксперимент

Участвовать в нём необязательно, но это в интересах бизнеса: есть время наладить оборудование и попрактиковаться на бесплатных КиЗ.

Обязательная регистрация в системе «Честный ЗНАК»

Зарегистрироваться не получится без электронной подписи и электронного документооборота. На этом этапе пора настроить товароучётную систему, промаркировать остатки и начать маркировать новые партии товара.

Запрет немаркированной продукции

Тут начинаются штрафы — продавать товары без КиЗ больше нельзя.

Согласно данным системы «Честный ЗНАК», к 2024 году национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до детского питания.

Что нужно для маркировки

  1. Подключение к ЭДО, чтобы получать электронные УПД
  2. Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее.
  3. 2D-сканер для считывания марок
  4. Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек
  5. Подключение кассы к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в систему маркировки

Как принимать

Магазин получает от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируете все коды товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – отклоняете или ожидаете исправленный УПД.

Как продавать

Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

Как подключиться к системе маркировки

Разные участники рынка по-разному подключаются к системе маркировки товаров. Например, розничные продавцы и дистрибьюторы действуют по следующей схеме:

  • регистрация на сайте «Честный знак»;
  • покупка сканера штрих-кода, работающего с кодами Data Matrix;
  • сканирование кодов товаров;
  • обновление прошивки для добавления кодов в чек.

Схема подключения для производителей и компаний-импортеров:

  • регистрация на сайте «Честный знак»;
  • заказ кодов на выпускаемые партии;
  • покупка оборудования для маркировки;
  • покупка сканера штрих-кода;
  • внедрение маркировки в производственный процесс.

Какую купить кассу, чтобы товар выводился из оборота

Кассовая техника для сканирования кодов и передачи данных в систему «Честный знак» должна поддерживать формат фискальных данных ФФД 1.2. Узнайте о функциональных возможностях кассы еще до ее покупки.

Подведем итог

  • Обязательная маркировка товаров в России затронула значительную часть товарных групп. 
  • Несмотря на трудозатратность введения системы, от нее есть польза. 
  • Использование маркировки показывает покупателю, что товар — надлежащего качества. Бизнесу помогает работать в рамках закона. Государству — контролировать работу рынка и получать больше налогов.